amie2007 (amie2007) wrote,
amie2007
amie2007

Categories:
Ну и еще одну японскую прочла. "Как сделать, чтобы ребенок учился с удовольствием". Вот эту, пожалуй, рекомендовала бы. Потому что она короткая :)) И довольно оригинальная, с кучей графиков, которые я пропускала, и описанием различных исследований и экспериментов в области образования, про которые читать было интересно. Потом полезла посмотреть отзывы и обнаружила, что Лена ее уже давно прочла и даже выкладывала свой замечательный конспект
https://rooibos-girl.livejournal.com/106823.html

Так что я здесь напишу то, что мне показалось особенно важным. Ну, во-первых, на вопрос как так сделать, чтобы дети учились с удовольствием, книга не отвечает :) Ее оригинальное название "Экономика образования" соответствует содержанию гораздо больше.

" Человек склонен преувеличивать значение прибыли, которая достижима в скором времени. Поэтому он делает разумные выводы только в отношении отдаленного будущего, а в ближайшем будущем предпочитает получить меньше, но раньше.

Предположим, ребенок знает, что бабушка с дедушкой через шесть месяцев подарят ему на Новый год 5000 иен. Если сказать ребенку, что отсрочка на неделю увеличит стоимость подарка до 5500 иен, то он наверняка ответит, что готов подождать и получить больше денег.

А вот второй случай. Завтра дедушка с бабушкой подарят ребенку 5000 иен на день рождения. Но если сказать, что через неделю эта сумма может превратиться в 5500, приоритетом будет ближайшая по времени выгода, и ребенок выберет 5000 иен, потому что получит их уже завтра (схема 4).

Такой же приоритет ближайшей выгоды возникает, когда речь идет об обучении. Понимая, что усердные занятия принесут пользу в отдаленном будущем, ребенок тем не менее выбирает удовлетворение от ближайшего будущего, в котором можно не напрягаться. В результате формулируется стереотип: «учиться я и завтра успею».

Такая отсрочка свойственна не только детям. Многие взрослые понимают, что для будущего полезно придерживаться диеты или бросить курить, но не могут устоять перед соблазном в данный момент и продолжают много есть или курить.

Иными словами, вознаграждение, которое обещано ребенку сейчас, увеличивает чувство прибыли и удовлетворения от учебы в настоящий момент, повышает значимость и приоритетность образования.

Стратегия «морковка перед осликом» подталкивает ребенка к учебе и помогает не откладывать ее на будущее.

Ты получишь подарок за хорошую отметку на экзамене.

Ты получишь подарок, если прочитаешь эту книгу.

Что из этих двух вариантов сильнее мотивирует ребенка к учебе?
...
Казалось бы, вознаграждение за выполнение входных условий – чтение книг и выполнение домашних заданий – необязательно приведет к улучшению успеваемости.

И наоборот, вознаграждая за выполнение выходных условий, мы ставим перед ребенком четкую цель – улучшить результаты. Поэтому вознаграждение за выход на первый взгляд более эффективно.

Однако результаты оказались прямо противоположными. Оценки повысились у детей, получавших вознаграждение за входные условия. Особенно успешными стали те, кого поощряли за прочитанные книги. А те, кто получал вознаграждение за выходные условия, не стали лучше учиться. При этом все дети одинаково радовались и проявляли энтузиазм, чтобы заработать вознаграждение.
...
Еще один вопрос: годятся ли деньги в качестве вознаграждения?

Профессор Стивен Левитт, автор книги «Фрикономика», с группой коллег провели эксперимент, в котором детей награждали кубками(11).

Кубки были дешевыми, но для младших классов они оказались гораздо более эффективным стимулом, чем денежный эквивалент. А вот для учеников средних классов деньги были предпочтительнее.

Многие родители не уверены, что стоит платить детям за успехи в учебе. Но это не такая плохая идея, если не ошибиться с суммой и способом поощрения.

Как следует из анкеты профессора Фрайера, дети, которые получали в качестве вознаграждения деньги, стали более ответственно относиться к ним, меньше тратить на развлечения и сладости и откладывать сбережения. Побочным эффектом эксперимента стало обучение основам планирования бюджета.

Более эффективно вознаграждение на входе, а не выходе; за близкий, а не удаленный по времени результат.

«Позанимаешься час, дам тебе денег на карманные расходы».

«Получишь хорошую оценку за контрольную, на день рождения подарю тебе деньги».

Хотя эти фразы звучат похоже, перед нами две принципиально разные стратегии. В первом случае мы даем вознаграждение сразу же после занятия, поощряя ребенка на входе. Во втором – вознаграждаем выходной результат, «хорошую оценку за контрольную», отдаляя время вознаграждения до дня рождения.

Согласно нашим исследованиям, более эффективной стратегией будет вознаграждение за входной результат в ближайшем будущем.
...
Когда мы хвалилим детей, важно делать акцент не на их способностях, а на том, чего они смогли добиться.

Статья профессора Мюллер вышла под заголовком «Praise for intelligence can undermine children’s motivation» («Похвала за способности может подорвать мотивацию детей»).

Когда мы хвалим детей, важно не твердить им, что «они с этим справятся», а указывать на результат, которого им уже удалось добиться: «сегодня ты занимался целый час», «в этом месяце ты ни разу не опоздал и не пропустил занятия».

Так можно стимулировать их и вырастить из них людей, которые не побоятся браться за сложные задания.
...
Телевизор и компьютерные игры вредны – это старомодное и ничем не доказанное утверждение. Точно так же раньше говорили, что те, кто слушает рок-н-ролл, становятся хулиганами.
...

Принято считать: чем выше ступень обучения, тем выше прибыль. Каждая новая ступень требует больше времени и денег. Поэтому родители копят деньги, пока дети маленькие, а потом на эти накопления отправляют их в старшую школу и университет.

Оказывается, все наоборот: инвестиции в человеческий капитал необходимо делать в младшем возрасте.

В экономике образования мнения исследователей часто расходятся, но на вопрос, на каком этапе образования можно получить максимальную прибыль, почти все ученые дают однозначный ответ: до того, как ребенок поступил в младшую школу (дошкольное образование).

Термин «человеческий капитал» подразумевает не только обучение, но и все знания и способности, которыми обладает человек. Инвестиции в него включают и формирование характера, и поддержание физической формы и здоровья. Очень важны и другие способности, о которых мы поговорим чуть позже.
Tags: изба-читальня, любопытно
Subscribe

  • (no subject)

    У нас сегодня первый дождливый день за четыре месяца, такой кайф! :) Сразу захотелось борща водки и пельменей, борщ сварила, а вот с…

  • (no subject)

    Продолжаем разговор :) про еду, в общем-то ничего нового "Поскольку однозначно понять, что «полезно», невозможно, нас охватила лихорадка «чистой…

  • (no subject)

    Несколько дней хотелось сливового пирога, сегодня наконец испекла прямо по первому попавшемуся в жж рецепту (…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • (no subject)

    У нас сегодня первый дождливый день за четыре месяца, такой кайф! :) Сразу захотелось борща водки и пельменей, борщ сварила, а вот с…

  • (no subject)

    Продолжаем разговор :) про еду, в общем-то ничего нового "Поскольку однозначно понять, что «полезно», невозможно, нас охватила лихорадка «чистой…

  • (no subject)

    Несколько дней хотелось сливового пирога, сегодня наконец испекла прямо по первому попавшемуся в жж рецепту (…