amie2007 (amie2007) wrote,
amie2007
amie2007

Category:
За выходные прочитала очередную книжку про воспитание детей (видела ссылку в дружеском журнале) :) Вот такую

Когда-то в "малышах" просили рекомендации книг по воспитанию мальчиков и прекрасно помню, что каждый второй комментатор написал, что "воспитывайте человека, какая разница мальчик или девочка ". Но вот автор вышеупомянутой книги все-таки поделила детей по половому признаку и написала одну книжку про мальчиков, а другую про девочек.

Автор дипломированный психолог и мама трех детей (один мальчик и две девочки). В целом, не жалею, что прочитала. Из особенно запомнившегося.

"И вот мальчишки по большей части познают мир при помощи кинестетики – ползают, ходят, ездят, трогают, ощупывают, хватают, тянут в рот, разбирают!

Сколько раз я говорила своему сыну: «Смотрят не руками, а глазами!» – все без толку. Для него «смотреть» – значит схватить, ощупать, разобрать и посмотреть – как оно устроено?

По этой же причине мальчишки с трудом могут сидеть в неподвижной позе. Они крутятся, вертятся, ерзают, качают ногой…

Им необходимо все время получать новые ощущения от тела и мира вокруг, просто чтобы чувствовать себя живыми!

Родителю-аудиалу или родителю-визуалу, для того чтобы понять, каково это мальчику – сидеть неподвижно, нужно просто перекрыть себе свой ведущий канал. Завяжите глаза, если вы визуал, или заткните уши, если вы аудиал. Понаблюдайте за собой, как быстро вам станет неприятно, тревожно, страшно, наконец. Знаете почему? Потому что у вас – сенсорная депривация, сильное ограничение потока информации из внешнего мира, необходимого нам всем, чтобы чувствовать себя присутствующими в реальности!" <...>
А мы ругаем, одергиваем: «Не крутись! Не хватай! Не лезь!» Тем самым сильно повышаем тревогу ребенка, подавляем главный способ познавать мир, и в конце концов он становится «задавленным кинестетиком». Такому ребенку будет трудно вернуть себе чувствительность, «достучаться» до тела во взрослом возрасте. А в детском – появятся проблемы с осанкой, координацией и крупной моторикой, с мышечной силой, возможны нарушения аппетита, недостаточный или избыточный вес… И постоянно сниженное настроение, вялость, нежелание ничего делать – зачем что-то делать, если ничего не чувствуешь?!

Так что позволяйте, пожалуйста, вашему мальчишке крутиться и ерзать, бегать и прыгать, не заставляйте его сидеть неподвижно.

Еще одна частая жалоба на мальчиков: «Он меня не слышит!» Конечно, не слышит, для него слух – совершенно неинформативный канал – это раз. Он поглощен каким-то делом, полностью на нем сконцентрирован – это два. Вся значимая информация в данный момент для него идет от его главного канала восприятия – кинестетического, и он на ней полностью сосредоточен, потому что у мальчиков фокус внимания может быть только один.

Это женщины способны удерживать в голове параллельные процессы: думать, что будет на обед, решать задачку, заданную ребенком, болтать с подружкой и подметать. Как правило, мужчинам такое параллельное мышление дается с трудом. Обычно мужчина мыслит последовательно и в каждый конкретный момент сосредоточен на одной задаче или одном процессе. Зато он гораздо более глубоко погружен в то, что делает.

Так что если ваш мальчик чем-то занят (а он, конечно же, чем-то занят, если не спит, пусть даже вам его занятие кажется пустяком или бездельем), то звать его и ждать, что он услышит, – бесполезно. Когда вам нужно обратить внимание мальчика на ваши слова и указания, обратитесь к нему на его языке, языке движений и ощущений: прикоснитесь к плечу и легонько сожмите, похлопайте по руке, взъерошьте волосы. И тогда можно смело доносить свою мысль – вы привлекли внимание и теперь будете услышаны. Только избегайте пространных речей, они все равно не достигнут цели."<...>
"Но требования к мальчикам в этом возрасте неизбежно сталкиваются с суровой реальностью – мальчик должен идти в школу. А мальчики и физически, и психологически созревают медленнее девочек! И подавляющее большинство мальчишек не готовы идти в школу в шесть или шесть с половиной лет, не готовы просто физически. У кого-то еще довольно много логопедических проблем – выговаривает не все звуки, ему трудно развернуто говорить. Кто-то еще с трудом концентрирует внимание, неусидчив. Кто-то просто маловат ростом, ел мало каши и имеет хрупкое телосложение… А мы помним, что школа – это прежде всего очень существенная физическая нагрузка – на зрение, на спину за счет сидения (самая нефизиологичная, то есть неполезная для здоровья поза), сохранения неподвижности, ношения тяжелого портфеля.

На данный момент 70 % школьников к четырнадцати годам имеют хотя бы одно хроническое заболевание, а в младших классах примерно половина городских детей уже имеют проблемы со зрением и с осанкой.
Как правило, даже очень умный и талантливый шестилетка с большим трудом может сидеть на уроке, на переменах стремится бегать, а не чинно ходить парочками. Все это вызывает нарекания учителя, дневник пестрит замечаниями, мальчик не может «исправиться» (для этого ему нужно перестать быть собой), конфликт с учителем нарастает, маму вызывают в школу, ей стыдно, что у нее такой «ужасный ребенок, сплошные проблемы»…

Совсем избежать этих проблем не удастся, потому что современная школьная система совершенно не ориентирована на мальчиков и их личностные особенности, а также потому, что преподают в начальной школе в основном женщины.

По сути, начальная школа – это мир, где воспитываются и поощряются особенности, совершенно мальчикам не присущие, и, чтобы удовлетворить его требования, мальчику надо перестать быть мальчиком: активным, любящим двигаться, умеющим мыслить конструктивно, обладающим более развитым неречевым интеллектом, не умеющим сохранять статичную позу, все разбирающим и достаточно независимым.<...>

"Вы знаете, есть культуры, где у детей нет подросткового кризиса! С удивлением я узнала об этом, учась в институте, на курсе возрастной психологии. Это – традиционные культуры, где следом за обрядом инициации (то есть примерно лет в двенадцать-четырнадцать) мальчик уже считается взрослым и выполняет взрослые обязанности. Как там, у Пушкина: «…Мой Ваня моложе был меня, мой свет, а было мне тринадцать лет».

С женитьбой, конечно, бывает по-разному: в некоторых традиционных культурах молодой мужчина может жениться, только достигнув определенного социального положения или имущественного статуса, то есть все-таки не в подростковом возрасте, а скорее во взрослом. Но все остальные функции взрослого подросток начинает выполнять. Работать как мужчина, воевать как мужчина, нести ответственность как мужчина. И тогда, конечно, не до споров с мамой по поводу прически («Это я не надену, это женское!»), не до прогулов в школе, не до криков: «Отстань! Достала!»

За нашу развитую индустриальную культуру мы платим длинным детством и все увеличивающимся возрастом перехода от ребенка ко взрослому, по сути – увеличением подросткового возраста.

И, соответственно, удлинением этого самого чудесного периода, когда всем своим поведением на уровне биологии подросток сигналит: «Выгони меня! Я вырос, мне надо жить отдельно, прогони меня!» Так работает биологическая программа, доставшаяся нам от животных предков. Но наши социальные законы никуда подростка выгонять не дозволяют. Да мы и сами не хотим еще признать, что кровиночка уже совсем взрослая, даже то, что он уже на две головы выше, нас не смущает. Отсюда неизбежный конфликт, практически революционная ситуация: верхи не могут, низы не хотят. И приходится как-то жить в этом."...
Tags: дети, изба-читальня
Subscribe

  • (no subject)

    Что-то прямо все посты в ленте про книжки. Пожалуй, тоже отмечусь. Недавно прочитали с детьми "Шел по городу волшебник" советского писателя Юрия…

  • (no subject)

    Начитавшись про здоровых японских детей, я вновь начала мучаться угрызениями совести, что мы едим мало рыбы. И в ближайший поход в супермаркет…

  • (no subject)

    Ну и еще одну японскую прочла. "Как сделать, чтобы ребенок учился с удовольствием". Вот эту, пожалуй, рекомендовала бы. Потому что она короткая :)) И…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • (no subject)

    Что-то прямо все посты в ленте про книжки. Пожалуй, тоже отмечусь. Недавно прочитали с детьми "Шел по городу волшебник" советского писателя Юрия…

  • (no subject)

    Начитавшись про здоровых японских детей, я вновь начала мучаться угрызениями совести, что мы едим мало рыбы. И в ближайший поход в супермаркет…

  • (no subject)

    Ну и еще одну японскую прочла. "Как сделать, чтобы ребенок учился с удовольствием". Вот эту, пожалуй, рекомендовала бы. Потому что она короткая :)) И…