Я, когда читала, то примеряла, конечно, на своих детей 7 и 9 лет, и решила, что с ними такое не пройдет и вообще это диалог вымышленный. И вот что пишет сама автор
"Этот диалог я опубликовала в своем блоге, он быстро разлетелся по Сети, потерял авторство и собрал шквал критики.
«Ребенок не сможет выдержать такой диалог».
«Неправдоподобный диалог. Автор никогда не видел детей!»
«Нормальный ребенок отмахнется и уйдет уже после второго вопроса!»
«Ой, ну ответы же могут быть совсем другими. Не факт, что получится прийти именно к такому решению».
«Зачем устраивать ребенку такой вынос мозга! Почему бы просто не купить ребенку то, что он хочет?»
Зачем? Ребенок получил опыт решения жизненной задачи.
Конечно, ответы могут быть другими. И итоговая договоренность другой, главное, чтобы она устраивала обе стороны. В этой ситуации нет универсального правильного решения. Но такой диалог должен состояться обязательно. Меньше нотаций и распоряжений – больше вопросов. Когда ребенок часто слышит вопросы, он не только учится на них отвечать. Он еще учится задавать вопросы самому себе и искать на них ответы – очень важный навык для взрослой жизни. А чтобы в одиннадцать лет ребенок был способен на такие «неправдоподобные» диалоги, с ребенком нужно разговаривать. Но начинать задавать ему вопросы не в одиннадцать лет, а существенно раньше.
Примеры диалогов с четырехлеткой.
– Мам, где мои сапоги?
– А где они могут быть?
– Не знаю.
– А где они обычно стоят?
– На пороге. Но я их не вижу.
– А если внимательней посмотреть?
– Ой, они тут стоят.<...>
• Если не всегда давать ребенку конкретные указания и готовые решения, а задавать вопросы, то это здорово развивает мозг в направлении поиска решений."